Итак, в этом году съемки RideThePlanet начались в Архызе — горном районе на Западном Кавказе. Большая часть команды побывала здесь впервые.
Почему было выбрано это место? Рассказывает автор проекта, Константин Галат (команда Триал-спорт/RideThePlanet): «В Архызе никто из нашей команды, кроме Кирилла Анисимова, ранее не был. А регион однозначно интересный для катания и путешествий, как зимой, так и летом — большие и разнообразные горы, длинный и снежный сезон. А также, наши знакомые — вертолетная компания Heliaction, выбрали Архыз в качестве своей основной базы для зимних вертолетных программ и хели-ски, и пригласили гидов и райдеров RideThePlanet для съемок и совместных полетов».
Кирилл Анисимов (Black Diamond Skis, Marmot, BCA): «Я уже летал с Heliaction на разведку этих мест. В этот раз удалось поcмотреть и покататься в более разнообразных местах. Прошлой зимой мы катались в сильный ветер, а весной была низкая облачность, и удалось покатать только ближайшие к базе МЧС и невысокие склоны. А сейчас мы перемещались по всему региону, погода стояла прекрасная и удалось оценить большинство возможных для катания мест».
Александр Байдаев (Black Crows, The North Face, Julbo, «Курорт Эльбрус»): «Было очень круто! Я побывал в спа-центре для фрирайдеров Неделя пролетела на одном дыхании».
На съемки в Архыз собрались наиболее опытные фрирайдеры, действующие горные гиды, для кого большие горы это и фан катания, и профессия — как и для участников съемочной группы RideThePlanet, и для пилотов компании Heliaction.
Константин Галат: «С этими райдерами мы много лет вместе путешествовали, катались, участвовали в соревнованиях в разных горах и уже есть взаимопонимание. Поскольку объективно — декабрь, первый снег в сезоне редко бывает стабильным, новые ландшафты и вертолетные высадки в незнакомых районах, ледники еще плохо закрыты снегом... Пару дней в Архызе с нами поснимался опытный гид из Шамони — Marc Gaiani. Фотографировал Виталий Михайлов, у которого также многолетний опыт катания и съемок в больших горах. Основной оператор — Костя Чураков, с которым мы снимали весь прошлый сезон. Для райдеров, для съемочной группы, и думаю для пилотов Heliaction — совметные съемки в Архызе это был новый и ценный опыт. Из-за небольшого количества снега в горах, уходило достаточно много полетного времени на разведку, облеты и поиск подходящих склонов для катания и съемок. Некоторые линии напомнили мне участие в фрирайдных контестах, когда ты совсем плохо знаешь склон и видел его только несколько минут с обратной экспозиции или на подлете, часто приходится принимать решение и ориентироваться по ходу спуска. А когда перепад слитной линии движения райдера 300-400 метров? В этом и сложность и интерес! Съемки в Архызе происходили в основном в макро ландшафтах — „человек маленький — горы большие“. И хочется отдельно отметить пилотов Heliaction - Александра Давыдова и Арсения Болдырева. Думаю, это уникальный опыт для России, полеты на легких высотных вертолетах Lama и Alouette в условиях высокогорья, динамика, мобильность, командная работа ... Однозначно, для пилотов — это больше, чем работа! Это экшн».
Егор Дружинин (команда Триал-спорт/RideThePlanet): «На съемках в таком формате я впервые, и обстановка способствовала — нас очень хорошо принимали, и были созданы все условия, чтобы мы могли полностью настроиться на процесс. И поскольку я был настроен на это, то и все свои усилия направлял на то, чтобы правильно прошли съемки, чтобы в команде сохранялся общий позитивный настрой. Были, конечно, неувязки и разные сложности, но тем не менее, эти дни прошли в слаженном духе всей команды, и мне понравилось».
Как обстояло дело со снежными условиями в декабре?
Кирилл Анисимов: «Ехали мы настроеннные довольно пессимистично, зима на Кавказе началась на редкость поздно, и судя по рассказам тех кто уже был в Архызе в начале декабря, снега почти не было. И действительно, приехав на базу, мы увидели сантиметров 5 снежка в долине в тени, и травяные ближайшие склоны. Но, конечно, имея возможность кататься в формате хели ски, вполне реально найти даже в таких условиях какие то варианты. И мы их нашли, причём даже не так далеко от базы — в 10-15 минутах полёта, в высокогорном районе вершин София и Пшиш. Не сказать, что снега было очень много, и лыжи мы подрали прилично, но всё же был и паудер 20-30 см, и длинные проезды по 500-700 м. перепада. Ну и лавинная опасность также была довольно приличная, в первый день полётов каждый спуск сопровождался сходом небольших лавин, так что пришлось отказаться от сложных и потенциально опасных проездов. Правда, в дальнейшем снег немного стабилизировался, или мы просто переместились в более стабильные по снегу места, и серьёзных инцидентов с лавинами удалось избежать.
Хотя, стоит помнить, что очень много инцидентов с лавинами и травм приходится именно на ноябрь—декабрь, начало сезона. Для многих это удивительно — как же так снега мало, а лавины идут. На самом деле, всё совершенно объяснимо — стабильный холод и ветер плюс малоснежье — это лучшие условия для образования снежных досок, ну и возможность травмироваться о камни тоже большая. Так что советую всем очень осторожно подходить к фрирайду в начале зимы».
***
Что можно сказать о фрирайде в Архызе? Этот регион имеет целый ряд своих особенностей. Архызская котловина, лежащая между отрогами Большого Кавказского Хребта, — по-своему уникальное в природном плане место. Считается, что именно здесь находится «полюс ясности» Кавказа – в этом районе наблюдается наибольшее количество солнечных дней в году.
Близость моря может влиять на качество снега — хотя в раннем декабре испытать это, все же, маловероятно. С некоторых гор в хорошую погоду просматривается абхазское побережье Черного моря – по прямой отсюда до пляжа несколько десятков километров. В основной части горного района Архыз высоты варьируются в диапазоне 2500 — 3500 м, а широкое ущелье плотно заросло лесом.
Константин Галат: «Думаю, Архыз в формате хели-ски сопоставим и с Приэльбрусьем и с Домбаем, по рельефам и по перепадам, по длительности сезона. Район достаточно большой и разнообразный, есть и массивные ледники и зоны лесного катания. При достаточном количестве снега, а говорят этот район достаточно снежный из-за близкого расположения к Черному морю, перепады спусков могут быть километр и более.»
Александр Байдаев: «Рельефы местами напоминают Приэльбрусье: Чегет, Эльбрус... кулуары, много замерзших озер — все так красиво смотрится с вертолета. Для хели-ски очень перспективный район, cклоны на любой вкус и для любого уровня, мест для катания полно. Даже с таким небольшим количеством снега мы нашли много нормальных мест, где можно съехать. Если снег лежит донизу — то по весне вполне реально ходить и ски-тур».
Кирилл Анисимов: «Конечно, всё можно сравнивать. Поскольку он территориально расположен между Домбаем и Красной Поляной, то здесь обычно много осадков, но снег не тает так быстро, как в Поляне. И, в отличие от Домбая и Приэльбрусья, здесь очень много хребтов с пригодными для катания склонами — не очень крутыми и скальными, при этом есть перепады от 3500 до 1800 м, ледники... Вообще это полноценные большие горы, но немного более мягкие».
Егор Дружинин: «Конечно, для вертолета это огромный район с кучей возможностей, но я прекрасно понимаю, что не всегда и не у всех есть возможность кататься и летать на вертолете. И рассматривая район с точки зрения походов бэккантри, мы нашли здесь подходящие леса, горы, довольно безопасные подъемы, и отличные спуски. Я думаю, что если будет возможность оказаться там в марте-апреле, я бы с удовольствием походил там и покатался вне зависимости от вертолета. Канатка там строится, но когда она будет готова, и будут ли интересные возможности катания с ее помощью, пока непонятно. Можно приехать и пожить в палатках — хоть это и сурово, но я думаю, что можно найти в себе силы на такие походные мероприятия».
Запомнилось ли что-то особенное из этой поездки? Какие-то детали, про которые вы могли бы сказать друзьям: «Да, вот ради этого стоит поехать в Архыз!»?
Константин Галат: «В Архыз стоит приехать, чтобы увидеть его таким, каким он был и есть сейчас, до начала массовой застройки и развития туристической инфраструктуры. Как все быстро может меняться, на Кавказе есть примеры »
Александр Байдаев: «Маленькие вертолеты — это что-то, они могут садиться на крошечные пятачки, высаживать, забирать. Кайф ловишь не только от катания на лыжах или сноуборде, но и от пилотирования. Да здравствует малая авиация в горах Северного Кавказа! Еще раз спасибо пилотам — все очень понравилось!»
Егор Дружинин: «Мне запомнилось, как нас однажды забросили на одну вершину, и оттуда открылся обалденный вид на Черное море — берег Абхазии, и даже было видно хребты и вершины Турции... Это был один из наиболее ярких моментов, а потом был спуск по леднику — волшебно! Хотелось бы еще там оказаться!»
****
И это еще не все об Архызе! Скоро — продолжение, уже в Новом году.