Каякинг сильно зависит от погоды. Стоит пройти обильному дождю, как горные реки превращаются в ревущие потоки и все сильно усложняется. Так было несколько дней назад на Гоначхире. Теперь мы перемещаемся в Северную Осетию, и стихия проявляет себя снова, по дороге из Домбая. Уже на въезде в Алагирское ущелье мы остановлены непогодой и камнепадами. Шедший весь день и всю ночь дождь привел к сходу селей, дорога завалена — остаемся ночевать на обочине дороги, вместо уютных номеров в альплагере Цей. А на самом Ардоне – «бешеной реке» (осет.) — нас поджидал другой сюрприз – техногенный.
«Отправляясь на эту реку, — пишет каякер, райдер команды Adidas Sickline Егор Воскобойников, — мы не строили больших планов на ее счет, по рассказам друзей она не представляла большого интереса для сплава. На самом верху Алагирского ущелья построена ГЭС, которая регулирует уровень воды в реке, и угадать, какой он будет, почти не возможно. Мы видели, как в течение часа вода от максимально большой падала почти до минимума, и тут же поднималась обратно... Когда мы приехали к участку сплава и увидели огромную массу белой воды, с ревом и грохотом несущуюся вниз по каньону, мы поняли что нам «повезло» с уровнем!!!»
«После долгих размышлений, просмотров линий движения и прочего мандражирования, мы наконец-то сели в лодки и тронули. Трудно описать сплав по такой реке. Это очень похоже на африканский «big volume»*, только несущийся с бешеной скоростью кавказских рек. Ты несешься в огромной массе воды со скоростью примерно 15 км/ч и ощущаешь, что вместе с тобой по реке несутся огромные камни, которые периодически с грохотом бьются обо все, и об тебя в том числе. Структура воды настолько необычная, что ты не можешь угадать, что за следующим бугром, вал или бочка. Остается только пытаться разглядеть хоть что-нибудь, когда тебя выкидывает из ям на гребнях огромных валов и надеяться, что ты все правильно разглядел, и дальше будет вал, а не котел. По завершению у меня было впечатление, что я только что вышел на берег после сплава по порогам Белого Нила, а не кавказской речки. К сожалению, довольно скоро в этой долине будет построен каскад ГЭС, и вся вода из этой реки уйдет в трубу. И такого сплава здесь уже не поймать. Так что я очень счастлив, что нам довелось поплавать по «Африканскому Кавказу»!
Кроме Ардона райдеры команды «Adidas/RideThePlanet» прошли участок его левого притока, Цейдона – полноводного крутого ручья, протекающего по Цейскому ущелью. А до начала съемок, во время прескаута, удалось прокатиться и по верховьям реки Урух, берущей свое начало из огромного ледника Харвес и впадающей в Терек. Разведка показала, что большая часть Уруха пока недоступна для съемки с берега, а дорога к месту забросок усложнена ремонтом и дождями – поэтому эта интереснейшая речка в живописных каньонах осталась на будущее. Вернуться в этот регион захотелось всем участникам съемок.
«Для меня это была первая поездка в регион, поэтому я особо и не знал, чего ждать от предстоящего путешествия. – делится впечатлениями о Кавказе прорайдер Adidas Sickline из Латвии Томас Марниц. — За последние несколько лет совершенно разные люди рассказывали мне совершенно разные истории про Кавказ. Поэтому мне было интересно узнать, как же там все происходит на самом деле. И оказалось немного не так, как я ожидал. Может, конечно, нам повезло, но мне показалось, что там живут интересные, добрые люди, которые хорошо нас встречали, и в какой-то момент помогли решить несколько задач. Также у нас не было никаких проблем ни с местной полицией, ни с местными жителями, все тихо, мирно и спокойно. Ну и, конечно же, Кавказ красив! Очень красивые горы! Все намного грандиознее, чем в Европе».
У целого поколения Северная Осетия ассоциировалась только с новостными выпусками о боевых действиях в Чечне, а совсем не с манящими пейзажами горных курортов.
К счастью, времена меняются. И кажется, сейчас самое время вспомнить о том, чем была Северная Осетия для любителей путешествий – начиная с позапрошлого века. Целебные минеральные воды различных свойств, древнейшие памятники старины повсюду, снежные вершины выше четырех тысяч метров... Военно-Осетинская дорога, по которой романтики — велопутешественники уже в 1890-х годах крутили педали в Грузию, через перевалы Большого Кавказского хребта и к морю… Красоты Северной Осетии созерцали путешественники с холстами и блокнотами, и рассказывали о них в других краях — Айвазовский, Лермонтов, Чехов, Пушкин, Грибоедов. Владикавказ — культурный, политический, интеллектуальный центр Северного Кавказа, в 1900-е годы именно здесь одно за другим создаются общества, посвященные разнообразным видам активного отдыха. Альпинизм с 1880-х годов, горный туризм с начала 20 века, исследования, геологоразведка и первые бальнеологические комплексы в 30-е годы, стремительное восстановление туристической инфраструктуры после войны, массовые комсомольские слеты и восхождения, школьные чемпионаты РФ по горному туризму – в 50-е, горные лыжи – в середине 60-х…
Северная Осетия — Алания, по мнению Егора Воскобойникова, «наверное, самая мирная, дружелюбная и гостеприимная республика на Северном Кавказе. И, самое главное, это единственная из республик, где культивируется каякинг местным населением. И одно из немногих мест в нашей стране, где существует действующий канал для гребного слалома. В общем, это, наверное, самое перспективное место на Кавказе для развития каякинга во всех его проявлениях, и для туризма в целом».
Интересные факты о Северной Осетии из любых сфер можно прочитать на портале республики. Также издана масса краеведческих книг с подробным описанием богатств края и подробно описаны туристические маршруты.