Старт каждой длительной морской экспедиции – это довольно хлопотный процесс. Подготовка корабля к плаванию, тестирование основных агрегатов судна, проверка работоспособности оборудования для научных исследований, получение множества разрешений и регламентов занимает довольно много времени. Но это необходимые и важные подготовительные процедуры, поскольку до конца октября 2016 судну «Картеш» предстоит пройти не менее 5000 морских миль в заполярных акваториях Баренцева и Карского морей, в том числе в удаленных районах и в автономном режиме.
Во время подготовки корабля к плаванию мы провели несколько дней в Мурманском порту, который уже несколько лет является домом для «Картеша» – здесь его восстанавливали и переоборудовали, здесь он зимует в ожидании очередной летне-осенней безледовой навигации.
Мурманский морской порт занимает огромную территорию на побережьях Кольского Залива и является одним из крупнейших морских гаваней Европы. Он включает в себя торговый порт, рыбный порт, порт Атом-Флота – место базирования большинства атомных ледоколов российского Заполярья, множество доков и судоверфей. Мурманский порт – это царство воды, бетона и металла!
Чтобы сменить картинку, наша команда отправилась на пару дней в поселение Териберка, которое расположено на морском побережье в 150 км восточнее Мурманска. Это место было известно поморам ещё с первой четверти XVI века и являлось важным пунктом в маршрутах купцов, а местные жители столетиями занимались здесь рыболовным промыслом.
В районе Териберки побережье Баренцева моря имеет обрывистые скалистые берега и бухты с уникальными валунными пляжами. В тихую ясную погоду береговые рельефы и бухты здесь чем-то напоминают Крым в районе Балаклавы. Конечно, если не считать остатков снега в скальных ложбинах в середине июня!