Слышали ли вы когда-нибудь о Ski&Sail? Это новый формат приключений в горах – совмещение морского путешествия и катания на лыжах и доске. Именно за этим мы и отправились в Норвегию в наш очередной трип с проектом RideThePlanet.
Я встретился с командой в Москве и оттуда мы отправились в путешествие на автомобиле. Дорога составила чуть более суток, а конечной точкой стал портовый город Тромсе – заполярная столица Норвегии. Там нас ждала яхта с красивым названием «Alter Ego», специально подготовленная для арктических экспедиций. На ней нам предстояло провести почти две недели и познакомиться со страной ледников и фьордов.
На борту яхты российский экипаж – капитан Михаил и старпом Кирилл, которые уже неоднократно ходили на «Alter Ego» в дальние морские экспедиции. Лодка с металлическим корпусом, класса мотор-селлер – 18 метров в длину, 50 тонн веса, высота мачты 23 метра, рассчитана на 12 пассажиров включая экипаж. На яхте можно идти на двигателе и под парусами. Максимальная скорость около 9 узлов в час. С первого взгляда, когда в Тромсе мы только грузились и затаскивали на судно весь наш стафф и провизию для 12-и дневного автономного трипа, пространство и каюты показались нам маленькими, но совсем скоро мы обжились, лодка стала нашим домом, удобным и достаточно комфортным.
Норвегия встретила нас хмурой погодой. Первый короткий переход на лодке был из Тромсё до местечка Викран. Там нас встретили радушные хозяева Катя и Сергей, русская семья, которая живет в Норвегии уже несколько лет и занимается развитием своей рыболовецкой базы и туризмом. В Викране, пока мы готовились к выходу в море и дожидались улучшения погоды, Гриша Корнеев, как самый нетерпеливый лыжник из нас, покатался на горных лыжах по заливу за скоростным катером, чем сильно повеселил всю нашу команду и местных жителей.
После 5-6 часового перехода мы встали на ледяной якорь в одном из заливов на острове Арнойя – это когда яхта использует для швартовки кромку льда вместо якоря или пристани. Благодаря теплым морским течениям, вода во фьордах в этой части норвежского побережья почти никогда не замерзает. Только в узких заливах, где морская вода сильно перемешивается с пресной, можно найти лед и устроить подобную стоянку. В этом месте мы не использовали для высадок на берег маленький штатный катер «Alter Ego», а прямо в скитурном оборудовании спускались на ледяную пристань и выдвигались к подножию своих линий.
В начале подъема обычно был подтаявший весенний снег, но с набором высоты он менялся в лучшую сторону. Когда мы поднялись на нашу первую вершину нашему восторгу не было предела. На многие километры вокруг открывались невероятные панорамы – морские просторы и возвышающиеся из них повсеместно горы. Солнце блестело, отражаясь от воды золотым. Нас ждал спуск по морозному воздушному снегу. Сложно поверить, что перепад высоты в 600-800 метров так кардинально меняет состояние снега, но это действительно было так. В верхней части наших спусков был холодный и вполне зимний снег.
Катание и съемки шли размеренно, без суеты. Здорово, что во время подъема ты можешь анализировать состояние снега и просматривать рельеф. Когда стартуешь, в голове уже четкое представление о том, где и в каком темпе ехать. Мы совершили по два подъема и это был отличный первый день, проведенный в норвежских горах.
Вечером было приготовление еды, просушка вымокшей за день одежды, заряжание многочисленных батареек, обсуждение планов на следующий день – наша лодка чем-то напомнила улей с пчёлами. Очень маленькое пространство, в котором все чем-то заняты. Капитан Михаил расписал нам график дежурств и вахт на мостике – на яхте все должны быть при деле и соблюдать распорядок, все поровну и по справедливости.
Следуя за прогнозом хорошей погоды утром мы отправились в длинный переход в другую часть архипелага. И в первый раз остановились в одном из фьордов для ловли рыбы. Для меня это отдельная история. В детстве мы с отцом часто ездили на рыбалку. Я хорошо помню свои эмоции – адреналин, чувство борьбы и радость победы, когда в твоих руках трофей, пусть и величиной с ладошку.
Норвегия – лидер рыболовного туризма, в ее водах обитает множество рыбы. Капитан рассказывал нам, что за один заброс на одну удочку и три крючка здесь можно поймать три рыбы. Выйдя на палубу и увидев удочки, я первым вцепился в них, не имея ни малейшего представления, как это нужно правильно делать. Первый улов был у Артема.
Не прошло и минуты, как мою удочку резко с силой потянуло вниз. Я решил, что зацепил свою снасть за камни у дна. Но камни бились, то и дело сгибали и разгибали удочку, проверяя ее на прочность. До меня не сразу дошло, что это не камни, а крупная рыбина. Я начал ее вытаскивать. Каждый моток катушки давался с трудом, нельзя было дать слабину ни на секунду. Мы боролись несколько минут и, наконец, вот он, мой первый трофей – огромная треска. Самая крупная рыба из всех, что я когда-либо ловил. Моя добыча была пол метра длиной и весила почти 6 кг! Моему восторгу не было предела, я радовался как ребёнок. Мне бы очень хотелось разделить этот момент с папой, похвастаться ему – смотри, какой молодец твой сын, кормилец.
Рыбалка увлекла меня, я был готов ловить рыбу при любой возможности и на всех стоянках, несмотря на промозглую погоду и ветер. Кто поймал рыбу, тот ее и чистит, есть и такой подвох. Зато почти каждый вечер в этом путешествии нас ждал ужин из свежей и невероятно вкусной рыбы. Спасибо дежурившим!
Накануне вечером Костя и Гриша присмотрели линии для катания и на рассвете мы уже сидели в катере, который нес нас к берегу. На нашей яхте была предусмотрена моторная лодка на 5-6 человек, которую прозвали «Тузик». Эта лодка выполняет роль челнока, когда яхта стоит на якоре. Сначала плывешь на большой яхте, перед тобой все побережье и горы как на ладони. Присматриваешь подходящий участок, десантом запрыгиваешь в лодку со снаряжением и летишь выполнять задачу.
Мы высадились на берег, и там нас ждал сюрприз – мягкий вчерашний снег, превратился за ночь в лёд. Чтобы добраться до интересных спусков, нам уже нужны кошки. Поразительно, как быстро все может поменяться здесь – в Норвегии у моря температура всегда колеблется около точки замерзания, поэтому незначительные суточные перепады или фактор ветра очень быстро меняют кондиции снега в горах.
В этот день снег оставался жестким даже на солнечных склонах до конца дня. Я сделал пару подъемов и спусков – ни на одной из линий после меня на склоне не осталось видимых следов. На втором спуске во время движения у меня растегнулось от вибрации крепление, лишая меня контроля. Я чуть не улетел дальше по узкому ледяному кулуару, но вовремя остановился. Это определенно был новый опыт – целый день кататься по стеклу. При взгляде на эти склоны со стороны казалось, что когда прогреет солнце, склоны станут мягче. Но нет, не в этом месте и не сегодня. Кошки пригодились и отработали на все сто.
В конце апреля в этих широтах наступает полярный день. Темнеет очень поздно – в 23 часа ещё достаточно светло, затем наступает короткая ночь, а в 3.30 уже рассвет. Катайся, снимайся, скитурь, пока есть силы. Это определенно плюс.
Непогода нас преследовала в течение всего этого путешествия, заставляя постоянно корректировать наши планы. Очередной многочасовой переход по архипелагу на северо-восток и вот мы уже у подножия одного из норвежских ледников, спускающегося непосредственно к воде – Оксфьорд. Место, которое мы за два дня так и не увидели в солнечном свете. Мы бросили якорь в глубине фьорда, окруженного со всех сторон непреступными скальными бастионами, уходящими в облака. На утро прогноз погоды обещал небольшое окно и мы решили попробовать прокатиться вертикальный кулуар, падающий непосредственно в море с перепадом около километра.
С вечера мы просмотрели на спутниковых картах рельеф, забили GPS-координаты, наметили пути относительно безопасного подъема к старту. Утром погода была неоднозначная, но мы решили рискнуть, высадились на берег и начали подъем. Уже через пару часов подъема небо начало вновь затягивать свинцовыми тучами.
Когда дошли до старта в кулуар, какая-то видимость ещё была, но стремительно меняющаяся погода шустро спрятала в свои туманные объятия верхнюю часть ледника напротив, фьорд в километре под нами, а скоро и вообще все вокруг. Пошел снег. Про съемки можно было забыть. На старте мы около часа ждали просветов и взвешивали – ехать или не ехать в кулуар. Приняли решение возвращаться по пути подъема.
Маршрут вниз также был заминирован лавинами с южных склонов, но был явно безопаснее нашей изначальной задумки. Представьте себе – вы несколько часов ползете к старту задуманного маршрута, а потом стоп – и домой. Что лучше, рискнуть и прокатиться или отвернуться от опасной цели? Уверен, мы поступили правильно – любая ошибка могла дорого нам стоить.
Приключения в этот день все равно были. Во время съемки один из дронов врезался в дерево и упал. Нам пришлось поиграть в сыщиков. Подобное происходит в нашей практике частенько. В этот раз пропажу нашли быстро и без особых повреждений. Надежда проехать большой кулуар растаяла и на следующий день: видимость не появилась, к тому же значительно потеплело и стало совсем лавиноопасно. Было принято решение отправляться дальше и искать новые локации.
Яхта, море, волны, романтика. Но не для всех. Когда мы выходили из фьордов в открытое море, лодку начинало сильно качать. Особо чувствительная к морской болезни часть команды проводила это время у штурвала. Когда находишься за рулевым колесом на палубе организм обычно лучше переносит качку. Аппетит болеющих членов экипажа в такие моменты падает. Тут-то и настаёт время любителей поесть. Таких было немного. Мне нравилось, подкрепившись, пойти поспать под качку. Дежурных хватало, на вахте у штурвала не было свободных мест, так что можно было со спокойной совестью отдыхать.
Здорово, что на яхте была гармонь и Саша Богданов, который неплохо с ней обращался. Для человека родившегося в СССР, гармошка – это ностальгия и приятные детские воспоминания о деревенских посиделках. Играли, пели, танцевали. Даже не верится, что в такое короткое путешествие столько всего уместилось.
В один из дней мы все выбрали себе в одной зоне по кулуару, подъем к которым был без скитура, в лоб по стеночке. Это был единственный шанс попасть на стартовые точки. Резко потеплело и снег был крайне нестабилен. Полтора часа подъема, 600 метров страха, и мы на месте. Проезды получились интересными и технически сложными.
Внизу, на выкате, мы обнаружили скопление из трех машин местных жителей. Оказывается, они все это время наблюдали за процессом. Милые бабушки и дедушки закрывали глаза, кричали, охали, так искренне переживали за нас во время наших проездов, что после никак не хотели нас отпускать и пригласили нас в близлежащую деревню в гости на кофе. Теплая атмосфера холодной Норвегии на веранде в интернациональной компании представителей разных поколений оставила приятные воспоминания. Мы с Костей даже спели для них «Катюшу» под аплодисменты.
Крайние дни погода и снег менялись так быстро, что мы не успевали реагировать. Мы с командой продолжали скитурить, снимать. Временами появлялись солнечные окна, и картинка становилась фантастической. Иногда морозный и холодный ветер вытаскивал из нас последние силы перед проездом. Контрасты и ещё раз контрасты. Я влюбился в эту страну. Наверное, это было бы невозможно без нашей дружной команды, которая улыбками и смехом сопровождала все наше путешествие. Спасибо вам ребята, спасибо огромное!
Саша Ильин выражает благодарность за поддержку своим партнерам: горно-туристическому центру «Газпром», Jones Snowboards, Gorilla Energy, Автохолдингу КЛЮЧАВТО, Bergans, Electric