Норвегия. Впечатления участников экспедиции Андрея Абрамова и Артема Оганова

Автор: admin дата: 06.06.18

Рубрика: Arctic,Норвегия

Впечатления Андрея Абрамова

Парапланерист и speed-fly пилот Андрей Абрамов уже не в первый раз принимает участие в путешествиях и съемках с командой RideThePlanet. Андрей – геолог, специалист по вечной мерзлоте и благодаря своей профессии и увлечениям за последние годы побывал во многих уникальных местах нашей планеты – от Арктики до Антарктиды.


Занимаясь мониторингом мерзлоты я часто перемещался на больших ледоколах и судах между арктическими и антарктическими архипелагами. В школе мы ходили на плотах по Белому морю, а первый настоящий морской опыт я получил в море Лаптевых – пяти-бальный шторм не оставил возможности находиться в каюте (по морскому – кубрике) и основную часть времени я провел у штурвала – самое правильное место в качку, как оказалось. Потом был поход на исследовательском судне «Академик Федоров» вокруг Антарктиды, на арктическом судне «Сомов» по островам Земли Франца-Иосифа. Но сейчас, в нашем норвежском трипе на небольшой яхте «Alter Ego», морское путешествие воспринималось совсем по другому.

Здесь все рядом – и соленые брызги волн, и морские обитатели, и члены команды. К тому же, в этот раз вместо буровой и термометрического оборудования со мной были лыжи и маленькое крыло в рюкзаке. Пилотов и моряков вообще объединяет зависимость от ветра – только морякам желают попутного, а пилотам – встречного!

О геологических особенностях региона

Северная Норвегия – край фьордов, снега и ледников. Море подогревается теплым Гольфстримом, поэтому недостатка в осадках горные склоны не испытывают, среднегодовая температура здесь на побережье немногим ниже нуля. Порой, ледники могут существовать и ниже климатической границы, за счет поступления лавинного снега, например. Именно постоянно шумящие лавины дают жизнь леднику Oksfjordjokelen на берегу Oksfjord.

Это единственный оставшийся в материковой Европе ледник, спускающийся до уровня моря. Подобные ледники существуют лишь на Аляске, в Гренландии, Южной Америке или Антарктиде. До 1949 года местные рыбаки заготавливали в Oksfjord лед для хранения улова. С тех пор этот ледник существенно сократился в размерах, хотя в Норвегии есть и растущие ледники.

Самый крупный ледник материковой Европы, Justedalbreen, расположен южнее, в центральной Норвегии – он на порядок крупнее – его площадь почти 500 кв. километров. В норвежских названиях много слов для обозначения снега и льда, самые популярные «брин» и «жокелен». Максимум распространения оледенения здесь в историческое время приходился на середину 18 века, с тех пор, следуя за климатическими изменениями, площади занятые льдом сократились на 50%. Обычно многолетнемерзлые породы присутствуют в Норвегии на склонах с отметок 800-900 метров от уровня моря.

О полетах на параплане

Я уже много лет осваиваю различные виды парапланов для полетов в горах. Мне всегда не нравилось ходить в горах вниз пешком – гораздо интереснее на лыжах или по воздуху! В последнее время полеты на крыльях малой площади становятся все более популярными, они дают возможность попасть туда, где присутствие человека не было запланировано природой – гигантские ледопады, отвесные скалы – с высоты птичьего полета они выглядят особенно драматично.

Вес летного комплекта составляет от 1.5 до 4 кг, площадь купола до 15 кв. метров, он компактно помещается в рюкзаке. Маленькие размеры крыльев (6-10 кв. метров) подходят легким или очень опытным райдерам, а на площади 25 кв. метров уже можно летать вдвоем. Подвеску для полетов в горах можно использовать любую – удобно если она имеет встроенный рюкзак для переноски купола. Для экспедиций и дневных скитур-выходов я обычно использую минималистичную подвеску весом 200 гр, и тогда весь летный комплект влезает вместе с обычным лыжным снаряжением в большой катальный рюкзак объемом 40-50 литров.

Безопасность speed-fly полетов обуславливается, по большей части, правильным выбором рельефа и условий для старта. Ветер предпочтительней встречный или штиль, склон – с достаточным для разгона безопасным участком. Скорость полета может достигать 60-80 км/час, а маленькие купола позволяют разгоняться до 100 км/час. Давление в speed-fly куполе обеспечивается потоком встречного воздуха, у маленьких размеров оно достаточно высокое из-за малого объема, поэтому такие крылья устойчивы к турбулентным завихрениям воздуха. Техника пилотирования простая, но для безопасного освоения рекомендую выбрать опытного инструктора.

Артем Оганов об экспедиции и яхте «Alter Ego»

Артем Оганов – руководитель норвежской экспедиции RideThePlanet на яхте «Alter Ego»,  основатель outdoor- магазина «Ледниковый Период», спелеолог и путешественник.


Это путешествие с командой RideThePlanet мы придумали вместе c Костей Галатом еще пару лет назад. Лодки в ее нынешнем виде, команды и понимания что, где и как тогда еще не было. Тезис о том, что идея материальна подтвердился и в этот раз. За пару лет множество историй сложились в одну большую, в результате которой все осуществилось.

Об яхте «Alter Ego»

«Alter Ego» – судно с историей, построено в 1995 году на остатках империи СССР. Её отец – конструктор Сергей Жаков создал пять идентичных корпусов, шестой он создал для себя и своей семьи, чтобы отправиться в кругосветное путешествие. Покинув верфь в акватории Черного моря лодка за несколько лет переместилась на Север, как бы сама выбрав свой жизненный путь. По морским меркам 10 лет это средний жизненный цикл небольших судов. Не все из них доживают до этого возраста и оправдывают свой капремонт, приходя со временем в плачевное состояние и простаивая свой срок у пирса.

Дожив до преклонного возраста уже в роли плавучей гостиницы наша лодка сменила владельцев и пережила серьезную модернизацию. За пару лет на ней тотально обновилось все оборудование. Инспекцию и переборку прошел почти каждый узел. Команда из нескольких человек буквально поселилась на верфи в норвежском Санисшьоне восстанавливая яхту.  В период летней навигации в 2016 и 2017 году яхта ходила в высокоширотные экспедиции на архипелаг Земля Франса-Иосифа и Новую Землю.

Фактически «Alter Ego» это малое научное судно, обустроенное по всем современным арктическим стандартам. Отдельный дизель-генератор, большая автономность хода в 6000+ морских миль, опреснитель, автономное отопление, навигация, тепловизор, эхолоты, спутниковая связь и даже откидной пирс и кран балка для полноразмерного катера, предназначенного для высадок на берег. Судьба «Alter Ego» работать в труднодоступных местах, обеспечивая сложную логистику и научную деятельность там, где большие суда в силу разных причин не могут подходить близко к берегу или вставать на якорь.

Но очень важно понимать, что любая арктическая яхта это не только железо, паруса и веревки – это ещё и команда. И если железо можно заварить, отшкурить и покрасить, то с людьми все намного сложнее. Особенно это чувствуется, когда нести вахту и вставать за штурвал нужно в любую погоду, а за бортом не теплые воды средиземного моря, а отрезвляющие арктические волны.

Команды складываются годами и взаимоотношения в них не менее важны чем крепкие снасти или  хорошая лоция. В случае с «Alter Ego», за два последних года возродилась не только яхта и собралась команда единомышленников, но ещё сложилось множество деталей. У нас появились друзья по всему северному побережью Норвегии, их помощь и поддержку трудно недооценивать в краю арктического капитализма.

Об экспедиции и съемках с RideThePlanet

Зимой Костя позвонил и сказал, что планирует снимать очередной сезон RideThePlanet и организовать несколько новых экспедиций. Наши давние планы становились явью. Ну а дальше все пошло так, как бывает в экспедициях – сбор информации, планирование, закупки, логистика и остальная подготовительная работа.

От Москвы до Tromso – заполярной столицы Норвегии, куда капитан Саша Чичаев пригнал лодку перед экспедицией, мы добирались на двух микроавтобусах и Subaru. Путь уже привычный, но от этого не менее замечательный. По дороге нам удалось просмотреть несколько точек подходящих для съемок и с удивлением обнаружить в них отсутствие снега. Сам же Tromso скорее напоминал зимний дождливый Сочи, чем поверг нас с Костей в депресивное состояние. Местные локалы в один голос утверждали, что погода для здешних мест не типичная и большие зимние снегопады смыло неделей дождей в конце марта, в горах стало очень лавиноопасно. Плюс ко всему на ближайшую неделю в регионе обещали дожди и туманы, что добавляло остроты нашим планам снимать фильм.

Время съемок у нас было жестко лимитированно графиком райдеров и других участников экспедиции. В морских путешествиях все гладко, только когда смотришь на карту мира, разложенную на домашнем столе. При приближении оказывается, что погода, графики приливов-отливов, течения и ветра играют немаловажную роль и могут изменить ход любого путешествия. В совокупности с нашей задачей снимать фильм о катании в горах, к ним ещё прибавлялось огромное количество горных факторов в виде рельефов и экспозиции склонов, качества снега, лавинопасности.

И приправой к этому супу в наших головах служили места стоянок, которые также оказываются весьма специфичными. Так небольшой арктический бриз может не дать возможности яхте высадить или подобрать вас с берега. А легкое по морским меркам волнение выключит укачиваемую часть экипажа на 10-20 часов из общей жизни и планов, что было для нас абсолютно неприемлемо, так как у каждого члена команды была четкая роль в море и на горе. Так что одной из самых интересных задач для меня в этой экспедиции оказалось планирование.

Поиск погоды и переходы по архипелагу отнимали у нас достаточно много времени, но благодаря длинному арктическому дню у нас появлялись лишние часы на осуществление планов. Иногда начиная ранним утром и спускаясь с борта на снег в 6-30 утра мы возвращались только к 23-00, чтобы сразу же отправиться на яхте в новое место.  На мой взгляд нам удалось обходить циклоны и находить эффектные и разнообразные места для катания. Sail&Ski во фьордах на севере Норвегии тем и интересен, что на относительно небольшой территории ты можешь найти огромное количество вариантов не только снега, но и погоды.

Мы многое успели и разведали в этом путешествии, появилось понимание рельефа и особенностей этого региона, и куча «заначек» на будущее. И, конечно-же, послевкусие такого трипа целиком зависит от команды. Я был искренне рад пообщаться и поработать с единомышленниками, для которых горы и море стали не только профессией, но и образом жизни. Очень ждем фильм!



Оставьте свой комментарий

Предыдущий пост:

Следующий пост: