Рустам Ибрагимов – фрирайдер и горный гид, один из основателей компании Snow Lab – школы фрирайда и беккантри, базирующейся на курорте Гудаури в Грузии. В последние годы регулярно проводит конец зимнего сезона в горах Заилийского Алатау в Казахстане, катаясь и организуя программы скитура и хелиски в горах. За это время Рустам неплохо изучил регион и с удовольствием помог с организацией и поучаствовал в съемках вместе с командой RideThePlanet.
В марте 2014 года я первый раз приехал в Казахстан на курорт Чимбулак, как обычный турист. Чимбулак расположен в пределах города Алматы, в непосредственной близости от которого пролегает часть Северо–Тянь-Шаньского хребта – Заилийский Алатау. Пообщавшись с местными райдерами и гидами, я понял, что в этом регионе сезон очень длинный и люди, которые не ленятся ходить пешком и скитурить, катаются здесь по 8-9 месяцев в году. Это, безусловно, меня привлекало, с учетом увиденных бескрайних просторов диких гор над курортом.
Уже третий год я приезжаю сюда во конце весны и первой половине лета и каждый раз убеждаюсь, что это очень классный регион для беккантри, ски-альпинизма и хелиски в этот период. За это время мне удалось неплохо изучить регион и активно сотрудничая с местными гидами наладить здесь работу по программам фрирайда и хелиски. Вне зависимости от твоего уровня катания и навыков, этот регион заставляет тебя постоянно расти как райдера. Таких регионов очень не много!
С Костей Галатом, автором RideThePlanet, мы ранее неоднократно обсуждали возможность проведения сьемок в горах Северного Тянь-Шаня, и вот, наконец-то, в мае этого года собралась подходящая команда и мы встретились в Казахстане. Участие в проекте позволило мне немного по-новому взглянуть на регион. Во-первых я знал, что команда RTP – это опытные райдеры, имеющие значительный опыт катания в больших горах, а значит я, как гид, мог смело предлагать для съемок интересные и сложные маршруты с большим перепадом в зоне ледников – линии, которые невозможно катать, работая с группами на коммерческих программах. Во-вторых, помимо функции гида и райдера, я в команде выполнял функции еще одного оператора квадрокоптера.
Первым спотом для высотной акклиматизации и начала сьемок была выбрана Космостанция, научная база в одном из ущелий вблизи Алматы на высоте 3400 метров. К базе не сложно подъехать из города, в окружении горы высотой до 4000 метров и выше и достаточно комфортные условия для жизни команды.
От Космостанции мы поднялись почти на вершину пика Туристов на бугельных подъемниках, которые были установлены здесь еще в советские времена, на высоту 3900 м, откуда нам открылся шикарный вид на пик Карнизный. Когда команда увидела эту гору впервые с гребня, всем стало понятно, что это то, ради чего мы здесь и гора прекрасно подходит для съемок. Далее, внимательно рассмотрев и cфотографировав склон, каждый райдер выбрал свою линию спуска. Хочу отметить, что я свою линию с Карнизной выбрал еще три года назад, но все никак не мог себе ее позволить проехать, поскольку не было подходящей компании, а гора на большом удалении и потенциально лавиноопасна. Теперь же все складывалось наилучшим образом: и время, и команда.
На следующий день на рассвете мы выдвинулись на пик Карнизный. Все были настроены на долгий и сложный подъем на гору. Сложность в том, что гребень, по которому предстояло идти пролегает на высоте 3800—4100 метров и значительная его часть это скалы. Сноубордистам в мягких ботинках по таким рельефам немного проще перемещаться, чем лыжникам. Лыжникам приходилось регулярно переобуваться, а их ботинки значительно утяжеляли рюкзаки. Через 5 часов подъема, несмотря на сложности, вся команда райдеров была уже на вершине. Отдельно стоит рассказать про вид с пика Карнизный. Когда с одной стороны ты видишь вдалеке большой зеленый город Алматы, уходящий в бескрайнюю степь, а с другой стороны еще более агрессивные и высокие снежные массивы Киргизии, тебе не верится. И никакими фотографиями эту красоту не передать. И особенно если ты знаешь, что совсем скоро тебя ждет невероятный спуск с вершины горы с перепадом 650-700м. Лично я ждал этого целых три года.
Момент старта каждого райдера задавал оператор Денис, который находился в этом время с дроном на противоположном от нас гребне вместе со всей съемочной группой на удалении почти 2 километра. Каждый спуск отличался своей индивидуальностью.
После проездов всех райдеров я остался на вершине один. Я боролся со своими эмоциями. Было желание проехать агрессивно, но при этом без излишнего риска и права на ошибку, поскольку за спиной уже никого не было. Осознание, что этого спуска ты так долго ждал, придавало волнения еще больше. И вот команда оператора: дрон подлетел, все готовы и можно ехать. Пошел отсчет: три, два, один, пошел… В первые две дуги волнение ушло, в голове только движение и задуманная линия. После спуска, рассматривая от подножия расчерченные линии с Карнизной, все райдеры ощутили невероятное удовлетворение. Такое не каждый раз случается. Путь обратно на гребень пика Туристов предполагал двухчасовой подъем по скальным сыпухам, но это уже было не так важно. Думаю, это был самый насыщенный по эмоциям день за всю поездку!
Следующей день мы посвятили съемкам на научной базе, пообщались с сотрудниками Космостанции, которые с радостью провели нам небольшую экскурсию по самым интересным объектам, лабораториям и рассказали чем они здесь занимаются. Мы провели на Космостанции 3 незабываемых дня и отсняли неплохой материал, пришло время спускаться в город и готовиться к следующей горной локации.
Оценив прогноз погоды, стало понятно, что как минимум ближайшие три дня в горах Северного Тянь-Шаня будет непогода. Обсудив все возможные варианты мы приняли решение о разделении нашей команды на две группы. Первая группа вместе с Костей Галатом, Ваней Малаховым и операторами Аней Савоськиной и Денисом Гусевым отправились в автотрип на восток в сторону границы с Китаем – в заповедник Алтын-Эмель и Чарынский каньон, а мы с Сашей Ильиным, Сашей Бойко и оператором Данилой Ильющенко остались в Алматы – поснимать сюжеты в городе и окрестностях. Через пару дней, после возвращения первой группы из путешествия началась подготовка к следующему этапу съемок. Впереди нас ждала вертолетная заброска еще в одну долину Заилийского Алатау – в базовый лагерь на высоте 3500 метров на гляциологической станции Т-1 у подножья ледника Туюксу.
Сложность организации полетов заключалось в том, что параллельно с нашими съемками, на том же вертолете МИ-8 проходила заброска для катания коммерческих групп хелиски. При вертолетных полетах на больших высотах и удалениях нужно очень четкое планирование и логистика и нашей команде надо было вписываться в строго установленное летное время. Согласно плана, сначала предполагался вылет и высадка на пике Советов для катания на северо-восточной стенке. Коммерческая группа успешно высадилась на вершине и начала спуск. В это время, вертолет полетел забирать группу RTP в долину, а погода стала портиться – вершину пика Советов на высоте более 4 километров начало резко затягивать облаками. Пилот вертолета сделал несколько попыток высадки, но погода не позволила этого сделать. По ситуации было принято решение высадиться всей командой на пике Молодежный у подножья которого в долине находился наш базовый лагерь. На все эти маневры ушло очень много летного времени и драгоценного вертолетного топлива.
Старт с вершины и съемки были осложнены: во-первых, из-за ухудшающейся погоды, а во-вторых – райдеры и съемочная группа этот склон с массивными ледопадами видели впервые, да еще и с верхней экспозиции. Пришлось принимать решение по линиям спуска райдеров и точкам съемки ориентируясь лишь по прошлогодней фотографии, оказавшейся в моем телефоне. Учитывая сложность и масштаб рельефа на пике Молодежный – задача не из простых, реальный фрирайд. Тем не менее, проезды в этот день у всех получились красивыми и динамичными. Для себя я отметил проезд Саши Бойко, который показал, как хорошо он ориентируется сверху, проехав над ледовым сбросом и прыгнув по ходу пару раз со скал.
Пока команда RTP снимала свои линии с пика Молодежный, коммерческая группа успела спуститься с этого же пика по более простому и очевидному маршруту под руководством местных гидов Игоря Подгурского и Николая Романова. Несмотря на все сложности и вынужденные отклонения от плана, нам удалось совместить в этот хелиски-день катание двух групп с разным уровнем катания и задач. А команда RideThePlanet еще и получила бонус в качестве заброски на вертолете в базовый лагерь Т-1, вместо 5-7 часового изнурительного пешего подъема со всем съемочным оборудованием, снаряжением и едой .
На этом наше катание в этот день не завершилось – погода улучшилась и впереди была еще половина светового дня. Мы решили еще раз съехать с пика Молодежный, но уже со знанием дела, по выбранным и тщательно просмотренным снизу линиям. Я и Костя Галат отправились на скальное плечо пика Молодежный, а Саша Бойко с Ваней Малаховым пошли скитурить на сам пик. Трехчасовой подъем в окружении величественных ледовых массивов и скальных гребней, на удивление не отнял у нас много сил. Почти в закатном розовом свете мы сделали еще по одному запоминающемуся спуску в этот длинный день.
На следующий день было принято решение раскатывать ледовую часть возле плеча вершины Туюксу. Выбор объяснялся возможностью просмотра всего склона еще на подходе и интересным рельефом с большими ледовыми сбросами. Утром стартовали мы достаточно поздно для весеннего катания. Обычно скитуристы стараются выйти на маршрут с первыми лучами солнца, чтобы облегчить себе подходы под маршрут по твердому ночному насту и максимально обезопасить себя от мокрых весенних лавин, вызванных солнцем и высокой температурой. Но в это утро было холодно, небо затянуто дымкой и склоны долго оставались жесткими. Скитур-подъем на плечо Туюксу занял у нас 5-6 часов и отнял довольно много сил. В этом районе с обилием больших ледников высота и недостаток акклиматизации уже сильно ощущается организмом. К моменту старта погода совсем наладилась. Стоя на вершине мы были вознаграждены за непростой подъем великолепными видами на окружающие массивы.
Первым стартовал Ваня Малахов и проехал очень красивую линию, прыгнув с ледового сброса. После Вани прокатились Костя и Саша Бойко. И снова я остался на вершине один, но в этот раз было больше уверенности в себе и меньше страха. Ориентиры, которые я отметил для себя с нижней экспозиции, были совершенно не видны сверху со старта, передо мной было просто белое ледниковое поле. И главное, не понятен масштаб. Я начал свой спуск с расчетом на то, что ориентиры появятся ниже. Когда я увидел первый ориентир в виде читаемой трещины, понял, что нахожусь немного левее выбранной линии. Я начал постепенно брать вправо, а там опять никаких ориентиров. В средней части склона мне необходимо было преодолеть короткий участок льда между сбросами, но его еще надо было найти. Я двигался на весьма приличной скорости, все нужно было делать очень быстро. И вот заветный карман, в который нужно попасть! Заезжая туда, я понял, что немного ошибся с масштабом и попал немного правее и вместо того, чтобы проехать по короткому участку льда, меня начало стаскивать с покатого ледяного лба и протянуло по склону около 50-70 метров. Остановиться получилось уже после ледяного участка, когда появился снег. Все закончилось хорошо! Вечером, сидя при свечах в кают-компании на ледниковой базе Т-1 нам всем было чем поделиться, картинками и эмоциями.
Для меня этот трип c RideThePlanet в Казахстане – незабываемый опыт катания и съемок в горах. Большое спасибо команде и лично Косте Галату за все, что было вместе прожито.