“Андрей Британишский, на мой взгляд, один из лучших в России экшн-фотографов, снимающих фрирайд в больших горах. Фотографов, которые сами уверенно катаются, знакомы с альпинизмом и вопросами безопасности в горах, а также готовых часами таскать на себе тяжелые фоторюкзаки по сугробам при съемках бэккантри, умеющих и любящих снимать – в принципе не так много в нашей стране. Андрей начал фотографировать и путешествовать с нами с самого первого сезона RideThePlanet в 2011 году – мы побывали вместе на Кавказе и Камчатке, в Норвегии и Японии” – Константин Галат, автор проекта RTP.
Уже 8 лет, как я снимаю фрирайд в горах. Началось все достаточно случайно и в начале 2008 года я и подумать не мог, что стану фотографом. По образованию я математик, занимался много чем в жизни, но о каком бы то ни было творческом потенциале в себе даже не задумывался. А уже в 2009 году я поехал фотографом на международные соревнования по фрирайду с нашим замечательным сноубордистом Геной Хрячковым. С 2008 года я перестал активно кататься на лыжах, травмировался на соревнованиях и понял, что соревнования не мое и взял в руки фотоаппарат. Собственно я и раньше понял, что для меня лыжи – лишь повод находиться в горах. А сейчас повод – это фотоаппарат, который дает больше просто потому, что ты чаще смотришь по сторонам.
Летом я также много времени провожу в горах с велосипедом, однако снимаю не так много, как зимой. Горный велосипед в России пока совсем не массовое увлечение и почти отсутствует индустрия. Я не типичный спортивный фотограф, я снимаю только те дисциплины, которые увлекают меня. Мне к примеру совсем не интересно снимать фристайл в парках. Я сам не прыгаю трюки, да и фристайлическая тусовка мне не очень близка. Во фрирайде много от альпинизма, тут людей объединяют одни и те же мотивы – часто это не сам спорт, а окружающая природа и стихия. Поэтому в большинстве моих фотографий райдер занимает лишь небольшую часть кадра. Человек в пейзаже.
Также меня манит и море, однако так получилось, что я пока не освоил ни один из водных видов спорта на том уровне, чтобы погрузиться в профессиональную тусовку. Хотя серфинг мне кажется имеет очень много общего с фрирайдом по ощущениям и по близости к природе, и даже по картинке.
К сожалению, не смотря на то, что лыжи и сноуборд получают в России все большую популярность, это не дает толчка индустрии в профессиональном плане. Время идет, а профессионалов почти не появляется. Есть развитие клиентского сегмента – у нас проходит школа гидов и уже сейчас в России достаточно много сертифицированных профессионалов. Но в соревнованиях мирового уровня на данный момент участвует всего два человека. Почти нет райдеров, получающих деньги только за участие в соревнованиях и медиа-проектах. Всем приходится совмещать катание с основной работой.
Да и самих проектов в России очень мало, во фрирайде по сути сейчас только один видеопроект – RideThePlanet, и все сильные лыжники и сноубордисты хотят в нем поучаствовать. Я обычно работаю сам по себе с ребятами-райдерами, с которыми мы снимаем уже многие годы. Со временем я понял, что съемку фрирайда в больших горах невозможно сделать своим основным источником дохода и едва ли что-то в этом плане изменится в ближайшие годы. Поэтому я отдаю приоритет съемкам того, что приносит мне наибольшее удовольствие. Так я фактически не снимаю соревнования по фрирайду, хотя иногда это делать необходимо. Мой стимул – это качественные красивые фотографии, а для этого весь процесс должен быть подчинен съемке фотографий, чтобы можно было дождаться погоды, выбрать свет, правильный ракурс и т.д.
В видеопроектах фотограф обычно снимает в режиме репортажа, то есть ты можешь запечатлеть только то, что происходит вокруг тебя, быть наблюдателем и никак не влияя на процесс, все подчинено съемке видео-сюжета. Однако участие в больших проектах зачастую позволяет попасть в новые интересные места, познакомиться с новыми людьми и при этом снять с себя любые организационные вопросы.
В этот раз я отдал предпочтение поездке в Архыз с командой RideThePlanet ненапряжным съемкам в Италии с жизнью в крутых гостиницах с вином и лучшей кухней мира просто по той причине, что это, по сути, единственная возможность увидеть одни из лучших гор России. Я много слышал про Архыз от друзей, но до сих пор не представлялось случая побывать. В Архызе сейчас строится большой курорт и в перспективе тут можно будет разнообразно покататься в зоне трасс и подъемников, однако пока что освоена лишь незначительная часть долины. А потенциал здесь огромный и остается надеяться, что работы на курорте «Архыз» продолжатся.
В эту поездку все складывалось не лучшим образом для команды: сначала небо было закрыто для полетов, потом не было погоды. В Архызе было сложное состояние снега, или вернее его отсутствие в нужных количествах, но при этом высокая лавинная опасность, как и во многих других районах Кавказа в эту зиму. На первые несколько дней мы всей командой незапланированно перебрались в соседний регион – Домбай, чему я очень рад. Так сложилось, что я ни разу не бывал на Домбае, хотя в соседнем Приэльбрусье проводил большую часть сезона. Домбай оставил очень приятное впечатление – невероятной красоты окружающие горы и катание в ущелье Гоначхир.
В этом сезоне на Домбае аномально бесснежный год, и поэтому в поисках интересных линий и свежего снегам мы часами проводили в походах по гребням и циркам ущелья Гоначхир. А после катания нам приходилось очень долго выходить пешком вниз по крутым лесным склонам. Мне это было невероятно тяжело по причине недолеченной травмы колена. И также запомнилось, что все нас очень радушно встречали на Домбае.
А затем мы перебрались обратно в долину Архыз. В горах прошел небольшой снегопад, мы неплохо поснимали в зоне курорта, попутешествовали по окрестностям и дождавшись погоды несколько дней полетали на вертолете – в действительно очень красивых архызских горах. А что получилось – смотрите в кино!
Скоро премьера фильма «RideThePlanet: Западный Кавказ», следите за эфиром!